Следить за новостями:

RSS

30 ноября 2020

О системе договорных правоотношений в сфере теплоснабжения


Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Пунктом 11 ст. 2 Закона № 190-ФЗ дано определение теплоснабжающей организации – это организация: 

а) осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и

б) владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

На основании ч. 1 ст. 15 Закон № 190-ФЗ потребители приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения в порядке и на условиях, установленных Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808).

В соответствии с ч. 2. ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ в системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация (далее – ЕТО) обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из системного толкования положений Федерального закона № 190-ФЗ и Правил № 808 следует, что обязанность заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии предусмотрена только для теплоснабжающей организации, которой в установленном законодательством порядке присвоен статус ЕТО в системе теплоснабжения.

У иных владельцев источников тепловой энергии возникает право заключать договоры теплоснабжения с потребителями только в случаях, установленных п. 29 – п. 32 Правил № 808, а именно:

1) отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с ЕТО;

2) заключение договора с иным владельцем источника тепловой энергии не должно приводить к снижению надежности теплоснабжения для других потребителей.

При этом отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с ЕТО в силу п. 31 Правил № 808 допускается в следующих случаях: 

- подключение установок потребителя к коллекторам источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источников тепловой энергии; 

- поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии; 

- поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным владельцам источников тепловой энергии, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам. 

Таким образом, только при соблюдении указанных условий иные владельцы источников тепловой энергии, не обладающие статусом ЕТО, вправе заключить договор теплоснабжения с потребителем в качестве исключения из общего правила. 

Следует отметить, что речь идет исключительно об иных владельцах источников тепловой энергии, а не тепловых сетей. Владельцы тепловых сетей не имеют права заключать договоры на поставку тепловой энергии с потребителями при любых обстоятельствах. Владея только тепловыми сетями, такие организации вправе осуществлять деятельность лишь по передаче тепловой энергии. 

Учитывая изложенное, иные теплоснабжающие организации, не являющиеся ЕТО и не попадающие под исключения, предусмотренные п. 31 Правил № 808, не вправе осуществлять деятельность в зоне деятельности ЕТО в качестве теплоснабжающей организации.

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой: судебные акты по делу № А50-41633/2017, по делу № А60-55235/2018.

Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) уполномочена на рассмотрение дел об административных правонарушениях, в том числе в случае выявления нарушения установленного порядка ценообразования.

Осуществление расчетов с потребителями тепловой энергии в условиях отсутствия такого права с учетом утвержденной схемы теплоснабжения, по мнению РЭК Свердловской области, является нарушением порядка ценообразования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

О правомерности позиции РЭК Свердловской области свидетельствуют судебные акты, вынесенные по делу № А60-11138/2020. В рамках указанного дела судами сделан однозначный вывод о наличии в приведенных обстоятельствах события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Назад к спискуНазад к списку

26 ноября 2020
Информация Региональной энергетической комиссии Свердловской области

о переходе покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику

23 ноября 2020
В рамках одной недели представители РЭК Свердловской области совершили две рабочие поездки в муниципальные образования Свердловской области

Представители РЭК Свердловской области в ходе Дней исполнительных органов государственной власти Свердловской области в рамка

11 ноября 2020
«Шаг навстречу»: встреча РЭК Свердловской области с предпринимателями

С участием РЭК Свердловской области состоялся новый коммуникационный проект между бизнесом и властью в формате живого общения

Все новости в категории
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Вакцинация
Поставь прививку от гриппа
Социологический опрос
в целях оценки уровня «деловой» коррупции!
План первоочередных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
в Свердловской области
Горячая линия
РЭК Свердловской области
Государственные и муниципальные услуги
Преимущества получения услуг в электронной форме
Повестка заседания правления
Повестки последних заседаний правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Федеральная антимонопольная служба
официальный сайт
Правительство Свердловской области
официальный сайт
Постановления
Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Единая информационная аналитическая система
О ЕИАС на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Стандарты раскрытия информации
.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
Защита прав потребителей
Свердловской области
Бесплатная юридическая помощь
Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области
Социальная поддержка инвалидов
Сайт Министерства социальной политики Свердловской области
Работа в России
Информационно-аналитическая система "Общероссийская база вакансий"
Справочная информация
для потребителей электроэнергии
Калькулятор для расчета экономического эффекта применения светодиодных ламп
Калькулятор + Инструкция по использованию + Пример использования
Поиск и карта сайта
Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Калькулятор для онлайн-проверки соответствия роста размера платы за КУ установленным ограничениям
для граждан РФ
Прямая связь с руководством Свердловской области
.
Опрос
Удовлетворенность качеством товаров и услуг и конкуренцией на территории Свердловской области
"Реформа контрольной и надзорной деятельности"
приоритетная программа
Государственное юридическое бюро
Свердловской области
ФГИС "Единый реестр проверок"
proverki.gov.ru
Инвестиционный портал
Свердловской области
Роспотребнадзор
ГИС в сфере защиты прав потребителей
«Доступная среда»
«Жить вместе» государственная программа РФ «Доступная среда»
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Российской Федерации и Свердловской области

 
Яндекс.Метрика